Любое предприятие торговли ставит перед собой цель увеличение прибыли. Чтобы достичь эту цель надо обеспечить в магазине жесткий контроль финансовых и товарных потоков, анализ и грамотное планирование работы, повышение производительности труда. Все эти задачи решает автоматизация торговли.
Для того, чтобы автоматизация торговли розничного магазина принесла свои плоды, надо пройти несклько шагов.
Прежде всего надо определиться с тем, зачем нужна автоматизация?
Базовые факторы:
Мотивирующие факторы:
Внедрение системы автоматизации в розничной торговле позволяет увеличивать прибыль за счет роста скорости, качества бизнес-процессов, за счет оперативной аналитики, снижения трудозатрат, повышает выручку за счет увеличения лояльности и персонализации подхода к клиенту.
Следующим шагом необходимо сформировать концепцию автоматизации магазина и не ее основе – техническое задание на внедрение системы автоматизации розничного магазина.
Подготовка необходимой информации. В первую очередь надо учесть следующие факторы:
Далее вам надо продумать, какие технологические процессы розничной торговли вы будете автоматизировать:
На этом этапе надо определиться с тем, какое оборудование для автоматизации будет установлено на кассовых узлах, в торговом зале или на складе, а так же определиться с программных обеспечением, обеспечивающим работу и взаимодействие этого оборудования.
Как выборать программное обеспечение для автоматизации магазина? Обратите внимание на три вещи. Во-первых, посмотрите на позиционирование ПО на рынке. Во-вторых, ознакомьтесь с примерами аналогичных внедрений. В-третьих, подрядчик должен вам предоставить грамотное и полное описание софта на основе предоставленного профиля и ТЗ, либо помощь в составлении тех. профиля и ТЗ, дать понятное описание результатов внедрения.
Оборудование, используемое для автоматизации магазина
На что обратить внимание при выборе оборудования для автоматизации магазина? Обратите внимание на условия эксплуатации и предполагаемую нагрузку. К примеру, оборудование, используемое в продуктовых магазинах должно быть приспособлено к работе в условиях воздействия жиров, кислот и влаги. Если в магазине будет низкая проходимость, к примеру, до 50 чеков в день, то можно использовать любое оборудование любого производителя. Если же предполгается высокая проходимость в магазине, то следуюет обратить внимание на ресурс оборудования, скорость его работы и т. п.
Сканеры штрих-кодов бывают двух типов – 1D (одномерные) и 2D (двумерные). В настоящее время более актуальны 2D, т.к. появляется потребность считывать все больше информации, зашифрованной в виде QR-кодов (как требования законодательства – ФСМ и АМ в ЕГАИС, так и маркетинговые акции, дисконтные карты, купоны и пр.).
Так же возможны два варианта установки и использования сканера — ручной и стационарный. Зачастую дополняют друг друга. Стационарный удобнее для работы на нагруженном кассовом узле в потоке, ручной – для считывания труднодоступных или поврежденных штрих-кодов + товаров, которые нет возможности выложить на кассовую ленту.
Для подключения к другому оборудованию используется проводное или беспроводное исполнение. Беспроводной удобнее и позволяет выйти за пределы рабочего места, но нет гарантии по считыванию, т. к. работа по радиоканалам (Bluеtooth), могут быть помехи, как правило нет обратной связи (лучше применять ТСД). С этой точки зрения проводной сканер надёжнее. При выборе сканера обратите внимание на показатели степени защиты (пыле- и влагозащищенность IPXX), возможность многократных падений с высоты на бетонный пол и т.д.
Терминал сбора данных может быть осначещен сканером штрих кода. Это может быть 1D (одномерный) или 2D (двумерный) сканер. В настоящее время более актуальны 2D, которые позволяют считвать современные форматы QR кодов.
Так же сканеры, встроенный в терминал сбора, различаются по тому расстоянию, на котором способны считывать штрих-код. Встроенный сканер может быть обычным или дальнобойным. Для магазина лучше подойдет обычный, а вот для работы на складе стоит присмотреться к моделям с дальнобойным сканером.
Часть моделей ТДС может быть снабжена специальной ручкой, которая делает работу с ним более удобной и эргономичной.
Модели терминалов различаются по типу клавиатуры – она может быть цифровой или традиционной кнопочной. Если у ТДС физическая клавиатура, то стоит обратить внимание на количество клавиш, на то, какие из них можно запрограмировать на использование со специальными программными командами.
Еще одна характеристика, на которую стоит обратить внимание – Online и Offline режимы работы. Если используется онлайн-режим, то по какому интерфейсу идет связь – Wi-Fi, GSM?
Так же ТДС могут снабжаться дополнительными аксессуарами – АКБ повышенноё ёмкости, кредлы-зарядные устройства для возможности одновременной зарядки нескольких устройств целиком или только АКБ и т. д.
Последним шагом должен стать выбор подрядной организации, которая будет проводить автоматизацию магазина. Давайте перечислим те моменты, на которые следует обратить внимание при выборе этой организации.
Как проверить. Посмотрите, с какими прозводителями и дистрибьюторами оборудования и программного обеспечения у подрядной организации есть контракты. Чем больше и дольше производитель ПО и оборудования сконцентрирован на решении конкретной задачи – тем профессиональнее у него продукты.
Благодарим за интерес к нашей рассылке, обещаем отправлять вам полезные материалы раз в неделю