Такое требование закреплено Приказом № 153 от 23.05.2014 года Росалкогольрегулирования. До его выхода в РФ фактически имел место законодательный пробел, т.к. требование учета объема продажи алкоголя было установлено (Постановление Правительства Российской Федерации № 380 от 19.06.2006г., абзац 2-й п.11 «Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), но как его соблюдать обозначено не было.
Первоначально приказ должен был вступить в силу спустя 4 месяца после его опубликования в Российской газете от 13.08.2014, т.е. 14.12.2014, однако 01.12.2014 года Росалкогольрегулирование Приказом № 372 от 01.12.2014 г. перенесло эту дату на 01.07.2015 года, позволив тем самым предприятиям розничной торговли подготовиться к нововведению за более длительный срок.
Рис 1. Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Согласно приказа № 153 журнал продаж алкоголя заполняется организацией или индивидуальным предпринимателем на каждом торговом объекте, осуществляющем розничную продажу пива, напитков на его основе, а также алкоголем с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема. Делать это необходимо в бумажном или в электронном виде по каждой хозяйственной операции, так или иначе связанной с вышеперечисленной продукцией (пример заполнения журнала приведен на рисунке 2).
Рис 2. Пример заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Возникает резонный вопрос: что считать «хозяйственной операцией»? Ответ на этот и другие вопросы организаций приведен в Письме Росалкогольрегулирования № 17141/03 от 01.09.2014г. Согласно этого письма хозяйственной операцией следует считать операции, сопровождающиеся оформлением первичных учетных документов в соответствии с требованиями п.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Т.е. фактически каждая продажа и каждая закупка товара должны быть отражены в журнале.
Ввиду большой трудоемкости, на наш взгляд, реализация такой процедуры в бумажном виде практически невозможна даже для очень маленького магазина. Посудите сами: сколько уйдет времени на ручное внесение в журнал, например, названия «Винный напиток с объемной долей этилового спирта от 1,5% до 22%, произведенный без добавления этилового спирта "Боска Анниверсари бел п/сл 7,5% 0,75л» сначала при оприходовании товара, а затем при продаже каждой бутылки. Кроме того, в журнал необходимо также вносить и код напитка из Классификатора видов алкогольной продукции (утвержден Приказом Росалкогольрегулирования № 231 от 23.08.2012г.). И то, и другое потребует чуть ли не отдельного человека для соблюдения законодательства. Тем более, что штрафы предусмотрены довольно серьёзные: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Избежать таких проблем и расходов возможно, если установить в магазин автоматизацию. Внесение в базу данных длинного названия товара потребуется только один раз в момент первого прихода товара в магазин. Коды Классификатора видов алкогольной продукции в товароучетных системах как правило уже предустановленны. Соответственно, при налаженной работе в момент оприходования товара нужно будет только ввести количество в уже существующую товарную карточку, а информация о реализации попадёт в журнал продаж алкоголя автоматически. Поскольку в следующем году для предприятий розничной торговли, торгующим алкоголем, планируется вменить в обязанность также подключение и к системе ЕГАИС, начать подготовку по переходу магазина на автоматизированную работу лучше уже сегодня.