Фото: Maddy Savage
Рост популярности магазинов без продавцов – международный тренд. Самый недавний пример – шведская компания, которая открывает магазины без персонала в шведских городках и поселках, где десятилетиями не было никаких розничных точек из-за их убыточности.
Шведский вендор начала работать в 2018. С марта 2020 он успел открыть 20 таких магазинов и сейчас имеет целую торговую сеть, чем привлек внимание BBC (текст на анг.яз.).
Идея открытия магазинов без продавцов основывается на том, что в населенных пунктах Швеции, удаленных от крупных мегаполисов, людям негде купить повседневно необходимые продукты. Ехать в соседний город, где есть розничная точка, не всегда удобно.
Типичная розничная точка шведского вендора располагается в деревянном контейнере размером с мобильный дом и представляет собой минимаркет. Войти в магазин можно с помощью мобильного приложения компании. В нем же сканируются штрихкоды приобретаемых товаров. Сумма сформированного счета снимается с банковской карты, заранее зарегистрированной в мобильном приложении.
Оплата покупок происходит благодаря привязке личности пользователя к его/ ее безопасному банковскому ID национального приложения, повсеместно используемого в Швеции.
Таким образом владельцы минимаркетов не только экономят на оплате труда кассиров, но и на оплате аренды помещения. Даже если в той или иной локации проходимость розничной точки не оправдывает ожиданий, деревянный контейнер можно легко переместить в другое место.
Жители маленьких населенных пунктов в большинстве своем довольны новыми магазинами без продавцов, поскольку они работают 24/7 и обеспечивают ежедневно необходимый набор продуктов.
Отдельно клиенты этих магазинов отмечают важность бесконтактного шопинга во время пандемии, что снижает опасность заражения любыми ОРЗ, ОРВИ и коронавирусом в том числе.
Поскольку доступ в магазины контролируется технологически, компания гарантирует соблюдение правила, введенного в Швеции в январе 2021, что на каждого покупателя должно быть не меньше 10 кв.м площади. Теперь в минимаркете могут находиться два человека одновременно.
Так как каждый клиент идентифицируется, в розничных точках нет большой проблемы с воровством. В магазинах работают камеры наблюдения. Они дают знать менеджеру, если в минимаркете что-то пролилось и разбилось или проник взломщик.
Один менеджер контролирует четыре розничные точки в одном регионе. Искусственный интеллект/ ИИ помогает управлять магазинами и вовремя пополнять ассортимент, анализируя поведение и предпочтения покупателей в определенной местности. Эта же информация от ИИ позволяет отправлять клиентам цифровые купоны на скидки и специальные предложения.
Благодарим за интерес к нашей рассылке, обещаем отправлять вам полезные материалы раз в неделю