Обсуждаем этот вопрос в интервью с Константином Новиковым, Директором по развитию компании «ДатаКрат».
Вопрос: Какие задачи решает оперативная смена и контроль цен в торговом зале?
Основное – обеспечить соответствие цены на ценнике в торговом зале и той цены, по которой товар продается на кассе. Эта задача имеет несколько аспектов. Первый из них нормативный. Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс в этом смысле на стороне покупателя. Они обязуют розницу выполнять условия публичной оферты1.
С точки зрения законодательства не имеет значения конъюнктура рынка, скачки курса валют и пр., поэтому оперативная смена и контроль цен в торговом зале была актуальна всегда.
Нарушая законы, предприятие розничной торговли попадает на штраф (до 50.000 руб) и лишается лояльности клиента, который не пойдет снова в магазин, где его обманывают.
Второй аспект технологический. По своему 27-летнему опыту могу сказать, что в ряде случаев до 30% ценников в торговом зале не соответствуют цене, пробиваемой на кассе. И так было всегда, поскольку оперативная смена и контроль цен в торговом зале – это технологически сложная задача. Она занимает массу времени и сил персонала магазина.
До начала курсовой волатильности цена на товар менялась раз в сутки. Сейчас актуальность смены цен выросла в разы. В течение дня один и тот же товар может приходить по разным рублевым ценам. Поэтому приходится переоценивать товар и менять ценник.
Сейчас это обычно делают, распечатывая ценники на лазерном принтере на листе А4. Потом вырезают ножницами каждый ценник и размещают его в торговом зале. Это долго и недешево, т.к. расходные материалы стоят немалых денег.
Вопрос: Для каких розничных магазинов подходит оперативная смена и контроль цен в торговом зале?
Для любой розницы – от магазинов у дома индивидуальных предпринимателей до крупных розничных сетей.
Вопрос: Какие варианты реализации оперативной смены и контроля цен в торговом зале предлагает ДатаКрат?
Самый простой и бюджетный вариант – печатать ценники на настольном чековом принтере. Реализуется этот вариант быстро и дешево благодаря решению ДатаКрат. Нужен только чековый принтер Bixolon и наше программное обеспечение/ ПО, которое называется Утилита DKLink Price Tag. Это ПО интегрируется с торговой системой, где идет ценообразование (реализована работа с системами S-Market, это система управления торговым предприятием) и 1С. Когда цена товара меняется, дается команда на принтер распечатать новый ценник. Устройству нужна стандартная чековая лента, которая используется на кассе в любом магазине.
Обычно принтер находится в торговом зале. Удобно установить два чековых принтера – один с лентой белого цвета для обычных ценников, другой – с лентой, например, желтого цвета для ценников акционных товаров.
Есть еще более технологичные и эффективные, но менее бюджетные варианты оперативной смены и контроля цен в торговом зале. Один из них – мобильная печать ценников. При таком варианте необходим терминал сбора данных/ ТСД (портативный компьютер) и мобильный термопринтер, который крепится на поясе у сотрудника магазина.
У полки с товаром с помощью программного обеспечения на ТСД (реализована работа с SMobile, это мобильное приложение для учета товаров в магазине) можно сканировать штрихкод ценника и проверить актуальность цены.
Если цена товара не соответствует его цене в торговой системе, дается команда на мобильный принтер распечатать новый ценник. Федеральные торговые сети предпочитают этот вариант оперативной смены и контроля цен в торговом зале.
Третий вариант – электронные ценники, которые ДатаКрат тоже предлагает. Они используются в ряде крупных розничных сетей.
Вопрос: Какой из вариантов реализации оперативной смены и контроля цен в торговом зале дешевле/ дороже всего в последующем обслуживании?
Дешевле всего печатать ценники на настольном чековом принтере. Он может работать в течение нескольких лет без обслуживания. Расходный материал – обычная термолента. Она продается в любом магазине канцтоваров.
Вопрос: Нужен ли моему магазину отдельный квалифицированный специалист для обслуживания оборудования и ПО для оперативной смены и контроля цен в торговом зале?
При печати ценников на настольном чековом принтере специализированный персонал не требуется.
При других вариантах реализации оперативной смены и контроля цен в торговом зале обслуживание необходимо. ДатаКрат обеспечивает весь спектр услуг при продаже решения – внедрение, настройка, обучение персонала, гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Вопрос: Нужно ли обучение имеющимся сотрудникам магазина работе на оборудовании и с ПО для оперативной смены и контроля цен в торговом зале? Если да, кто проводит такое обучение?
Обучение нужно. Оно занимает разное время (зависит от выбранного решения) и проводится силами ДатаКрат. Обучение печати ценников на настольном чековом принтере занимает 5 минут.
Права покупателя защищает Закон «О защите прав потребителя», а также Гражданский Кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьями 426 и 429 ГК, продажа товара есть публичный договор, а значит:
В пункте 2 статьи 10 Закона «О защите прав потребителя» указано, что цена – это обязательная информация, в ст. 22 дается 10-дневный срок на урегулирование конфликта с покупателем, который получил недостоверные сведения о товаре.
Постановление Правительства РФ №55 четко оговаривает и обязательные сведения, которые обязаны предоставить покупателю. В Правилах продажи товара цена (пункт 11) должна быть представлена доступно и понятно, на ценники должны быть отображены также сорт, наименование.
В случае несоответствия цен Закон встает на сторону потребителя, отказывая торговой организации в праве менять ценник (ГК РФ, ст. 426).
Как указывает Роспотребнадзор на своем сайте, статьей 10 Закона «О защите прав потребителей» установлено право на получение информации о товаре. Информация на ценнике реализует это право. Более того, ценник вместе с товаром является публичной офертой.
Соответственно, продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая указана в этой оферте, то есть на ценнике.
В случае обнаружения несоответствия цены продукции на ценнике и на кассе рекомендуется следующее:
Благодарим за интерес к нашей рассылке, обещаем отправлять вам полезные материалы раз в неделю