Термин RFID (Radio Frequency IDentification) означает использование радиоволн для автоматической идентификации объектов. Технология RFID существует уже десятки лет. Она применяется для автоматического сбора платы за пользование автодорогами, для оплаты бензина на АЗС; для контроля доступа в здания и помещения; для учета и идентификации различного имущества; а также в системах контроля качества и автомобильной сигнализации. Ее отличие от штрих - кодовой идентификации в том, что метку для чтения необязательно видеть, можно читать одновременно много меток, объем идентификационной информации во много раз больше, ее можно изменять и дополнять. Также следует отметить, что развитие технологий RFID ведёт к тому, что цена метки снижается.
История использования RFID для управления цепочкой поставок в розничной торговле началась в 1997 году, когда сотруднику компании Procter&Gamble Кевину Эштону пришла в голову идея помещать на товары RFID-этикетки (RFID-метки). Подразделение, в котором работал Кевин Эштон, выпустило губную помаду такого привлекательного оттенка, что она распродавалась за считанные часы, однако магазинам в среднем требовалась неделя, чтобы помада снова появлялась на полках. Кевин Эштон посчитал, что использование RFID-этикеток поможет ускорить реакцию ритейлеров и их поставщиков на изменение спроса и предложения. Ему удалось убедить свою компанию и таких «тяжеловесов», как Wal-Mart, Coca-Cola, Johnson & Johnson, Unilever, Home Depot, PepsiCo, что эта идея имеет будущее.
Крупнейший розничный магазин Великобритании Tesco также применил радиочастотные метки (rfid метки) на лезвиях фирмы Gillete, что позволило отслеживать передвижение каждого товара на складе и в торговом зале. Если эффект будет очевиден, то радиочастотные метки можно будет использовать на многих продуктах и товарах в будущем. Это значительно облегчит работу персонала с информацией и благотворно скажется на обслуживании покупателей. По радиометкам легко узнать, сколько наименований того или иного товара находится на полках, когда закончится их срок годности.
Будет стандартизация–не будет ошибок. И цены упадут
Идея внедрения RFID в торговле в настоящее время только еще начинает претворяться в жизнь двумя супергигантами ритейла Metro и Wal-Mart. Идет определенная подготовка на основных предприятиях-поставщиках, а также массовая разъяснительная работа, популяризация RFID-технологии. Но есть определенные трудности, которые объясняются следующими отличиями:
- отсутствием единого стандарта на эту технологию;
- разнородностью производителей оборудования и несовместимостью носителей информации, высокими ценами.
В США эти проблемы постепенно решаются. Вступили в действие новые стандарты, которые определяют единые параметры для оборудования и меток. Это позволило закрепить диапазон радиочастот и допустимые мощности. Стандартизация носителей информации позволит начать их массовый выпуск и естественным образом снизить цены.
В Европе и странах юго-восточной Азии недавно также определили разрешенные диапазоны частот и излучающие мощности. Но здесь пока нет единых критериев, и от принятых в США они отличаются по частоте и мощности. Если территориальные отличия, обусловленные особенностями национальных законодательств, свести к минимуму, это позволит производителям оборудования наладить выпуск единообразной техники.
Применение единообразного оборудования и меток необходимо для идентификации любой продукции, предназначенной для продажи на потребительском рынке, независимо от того, где она произведена и где продается. Радиочастотная технология позволит создавать системы глобальной логистики, в рамках которой можно отслеживать доставку заказанного товара быстро и безошибочно, поскольку этот автоматический процесс не требует участия человека.
Для реализации RFID-проектов в других областях(управление производством, охранные системы, учет и контроль, транспорт, простые платежные системы и др.) стандартизация оборудования и меток на первый взгляд вовсе необязательна. Действительно, реализовать локальный RFID-проект сегодня можно при наличии широкого ассортимента оборудования, меток и программного обеспечения. Вопрос только в цене. Стандартизация позволит снизить цены и сделать более доступной эту технологию во многих областях.
Россия: ажиотажа нет
Отечественные достижения в этой области (имеются в виду именно складские и торговые RFID-технологии) весьма скромны. За исключением небольшого количества локальных проектов, которые создаются независимо ни от чего, активного и целенаправленного продвижения таких технологий в России не наблюдается.
Не узаконен диапазон частот, а это запрещает широко и открыто применять американское и европейское оборудование.
Сейчас в техническом комитете при Росстандарте по радиочастотной идентификации ТК355 ведется разработка национальных стандартов, регламентирующих уникальную идентификацию радиочастотной метки, общую архитектуру систем радиочастотной идентификации и параметры радиоинтерфейса RFID-системы для частотного диапазона 860-960 МГц. С нового года введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 15963-2005 «Автоматическая идентификация. Радиочастотная идентификация для управления предметами. Уникальная идентификация радиочастотных меток». Для использования в России принятевропейский участок спектра, равный 865-868 МГц. Цифры эти, к сожалению, еще не утверждены, поскольку ГКРЧ (Госкомитет по радиочастотам) не выдал окончательного решения. В будущем планируется расширить тематику разрабатываемых стандартов по RFID.
Если США и Европе для этого стартового этапа потребовалось около 5-7 лет, то спрогнозировать развитие данной технологии у нас очень сложно, как бы нам этого ни хотелось. И заниматься массовой пропагандой пока еще экзотической тематики преждевременно. Это должно стать частью общегосударственной программы. Поэтому пока радиочастотная идентификация–технология ближайшего будущего.