Человек, который опережает всех

Человек, который опережает всех

Двадцать лет назад, с началом гайдаровских реформ, коллектив талантливых ученых лаборатории Уральского университета, оказался без финансирования. Чтобы не потерять ценную команду, которая формировалась много лет, Николай Яковлев придумал идею для бизнеса, давшую впоследствии развитие новой отрасли экономики. Этой идеей стала технология автоматической идентификации. Рынок откликнулся мгновенно. Так началась история корпорации «ДатаКрат».

Сегодня «ДатаКрат» входит в пятерку крупнейших компаний своего сегмента в России, а Николай Яковлев так и остается математиком, который ищет формулу первенства. Коротко и ясно он сформулировал несколько методов, позволяющих поддерживать лидерские позиции и выполнять миссию «ДатаКрат»:


«Занимая лидирующие позиции в продвижении технологий Автоматической Идентификации, помогать предприятиям различных отраслей экономики России и СНГ организовывать, развивать и защищать свой бизнес за счет применения этих технологи».


Стратегия опережения
 
Кто не движется вперед, тот движется назад. После кризиса 2008 года мне такая простая истина стала еще более очевидной. Казалось бы, тогда важно было удержать то, что было наработано. Но жизнь показала, если так работать, можно потерять все. Нельзя опираться на достигнутое, на продукт, который хорошо продается и всем понятен. Топчешься на месте, а значит - теряешь заявленные в нашей миссии лидерские позиции. Стратегия опережения состоит в том, чтобы не догонять рынок, а предъявлять рынку новое, чего еще ни у кого нет. Да, конкуренты потом догонят, но ты будешь первым и снимешь «сливки».
В «ДатаКрат» мы постоянно работаем над продуктами, о которых большинство даже не задумываются. Но их появление облегчает жизнь, бизнес. Так в свое время появилась система штрих - кодирования. Так возникли решения для автоматизации горнолыжных комплексов. Да, этим занимались другие компании, но все предлагали стандартную схему. Изюминкой нашего продукта стала касса самообслуживания. Данное решение, во-первых, позволило избавиться от очередей, во-вторых, оптимизировать работу сотрудников. А «ДатаКрат» стал лидером в автоматизации горнолыжных комплексов в России.
 
Добавленная стоимость
Любому предпринимателю хочется, чтобы его бизнес был устойчивым, но это не значит стагнирующим. Один из элементов устойчивости - добавленная стоимость компании.
«ДатаКрат» эффективно работает уже 20 лет, и у нас есть своя экспертиза, знания, которые мы получили с рынка. Эта экспертиза помогает генерировать новые решения. Если мы понимаем, что они будут востребованы, создаем сам продукт. Да, это требует инвестиций, но мы их делаем. Наши разработчики превращают наш опыт, экспертизу в программные продукты, затем они продаются по всей стране. Приведу лишь один пример: именно нашу компанию уже не первый год выбирают для регистрации участников форума в Сочи. Для того, чтобы организовать процесс мы привозим свое оборудование. А суть в том, что участнику не нужно терять время в очереди на регистрацию, он может сделать процедуру по интернету, получить подтверждение на телефон, и на месте получить уже готовый распечатанный бейдж. Удобно же.

Инновации

В американском исследовании названы пятьдесят инновационных технологий за последние 50 лет. В списке есть интернет, мобильные телефоны, и в том числе две наши технологии - штрих-кодирование и радиочастотная идентификация. Обе они  дают главное преимущество рынку - рост производительности труда. Это же серьезная проблема нашей экономики: по производительности мы в 4-5 раз отстаем от США. Мне приятно, что «Дата Крат» вносит свою лепту в решение задачи.  Помните, как в СССР совершались покупки в магазинах? Со штрих-кодированием процессы покупки и учета ускорились в десятки раз. Но нужно двигаться вперед. Поэтому я думаю над еще большим упрощением. Сейчас каждый в магазине трижды перекладывает продукты - сначала в тележку, потом на кассе, и, наконец, себе в сумки. А есть технологии самосканирования, когда вместе с тележкой вы берете что-то вроде терминала. На нем отображается стоимость товара, информация об акциях... Так процесс покупок значительно ускорится. Товары сразу можно складывать в сумку, стоимость сканируется с помощью терминала, информация с него затем считывается, выбивается чек. Масса времени сэкономлена.

Сервис
Если раньше IT-сервис в «Дата Крат» шел за продажами, то за последние пять лет данное направление выросло в самостоятельный бизнес. Поскольку структура нашей корпорации разветвленная - с 24 филиалами и 16 сервисными центрами, расположенными по всей России, наши услуги интересны крупным игрокам. Мы, например, осуществляем сервис почти всего оборудования для Metro. Они увидели в нас компанию, где все процесс идут через одно окно. Общение происходит на уровне современных технологий (service desk), которые позволяют контролировать прохождение заявок.

Стратегия управления

Стратегия управления включает в себя множество задач. Мне надо думать о том, чтобы компания была устойчивой, финансово состоятельной, чтобы ресурсы были сбалансированы. Сколько таких примеров: набирали кредиты под хорошую идею, а потом бизнес погибал. Важна и управляемость, когда все вместе работают на одну цель. Иначе получится, как с Тухачевским в 20-е годы XX века, когда он  дошел до Варшавы, но через три недели от полка не осталось, потому что обоз за командиром не поспел.  

Николай Яковлев, президент Корпорации «ДатаКрат».