Автоматизированные платежно-пропускные системы: принципы, возможности, достоинства

Автоматизированные платежно-пропускные системы: принципы, возможности, достоинства

Статья Кабанова Дениса, Руководителя направления автоматизации горнолыжных комплексов корпорации "ДатаКрат"
Сегодня горнолыжный спорт в России стал явлением массовым, и как следствие, он относится к тому виду активного отдыха, заниматься которым должно быть приятно и комфортно. А это напрямую зависит от степени развития инфраструктуры и, соответственно, от ее автоматизации.

С ростом популярности горнолыжного спорта, в последние 10 лет стала активно развиваться инфраструктура ГЛК за счет расширения спектра предоставляемых ими услуг. Если раньше стандартным набором горнолыжного курорта были: доступ на подъемник, прокат инвентаря и кафе, то сейчас люди приезжают на ГЛК семьями или компаниями, поэтому теперь также востребованы альтернативные варианты проведения активного отдыха: катки, бублики, боулинг и бильярд, детские развлекательные площадки и клубы, игровые зоны, пейнтбол и т.д. Это говорит о том, что чем более развита инфраструктура ГЛК, тем посетители лояльнее относятся к курорту. У горнолыжного центра появляется «свой», отличный от других ГЛК имидж.

С ростом массовой доступности горнолыжного спорта, клиенты стали требовательнее и разборчивее относиться к сервису и качеству оказываемых им услуг.

Развивая инфраструктуру ГЛК, перед руководством параллельно встает вторая немаловажная задача комплексной автоматизации курорта с целью увеличения денежных сборов (средний рост выручки курортов после внедрения ППС составляет 30-40%). Это происходит за счет централизованного автоматизированного финансового контроля всех бизнес-процессов ГЛК: доступ на подъемники, пункты продажи ски-пассов, прокат инвентаря и камеры хранения, кафе, гостиницы, каток, парковки, бильярд, боулинг, игровые зоны, бассейны, сауны, спа-центры. Именно поэтому, возможность комплексной автоматизации ГЛК – одна из самых актуальных тенденций рынка для развития инфраструктуры, способная перевести сервис на качественно новый уровень предоставления услуг.

«СкиБарс2» – одна из немногих ППС на российском рынке, осуществляющая комплексную автоматизацию ГЛК. В ее основе лежит решение, интегрированное с программными продуктами – лидерами своих направлений автоматизации на рынке, что позволяет ей оставаться на передовых позициях в сфере комплексной автоматизации и оснащения ГЛК.

Важным достоинством интегрированных с внешними системами ППС является то, что в каждой смежной отрасли, например ресторанный или гостиничный бизнес, есть свои лидеры – профессионалы автоматизации с хорошо отлаженными бизнес-процессами ведения автоматизированного учета. Таковым в сфере автоматизации кафе, баров и ресторанов является программный продукт «R-Keeper», в гостиничной сфере – «Shelter».

Зачастую, комплексная автоматизация ГЛК осуществляется поэтапно. И поэтому современные ППС должны соответствовать еще одному немаловажному требованию рынка – модульной организации ППС до системы необходимой разветвленности инфраструктуры ГЛК.

Интеграция ППC с внешними системами осуществляется на уровне носителя информации (ски-пасса) и программного
обеспечения. Объединяя в единый финансовый контроль и учет все бизнес-процессы курорта на уровне программного обеспечения, обладатели ски-пассов получают возможность пользоваться бесконтактной картой как единым электронным
«кошельком» на территории всего ГЛК. Организацию взаиморасчетов по такому принципу можно осуществить при помощи депозитной системы. Принцип работы ее очень прост: посетитель курорта единовременно приобретает бесконтактную карту (ски-пасс), кладет на ее счет определенную сумму денежных средств и рассчитывается за все услуги ГЛК этой картой.

Депозитная система имеет ряд несомненных достоинств, направленных на повышение эффективности всей автоматизации:
  • полное исключение из обращения наличных денежных средств, позволяющее полностью пресекать несанкционированные продажи товаров и услуг на территории ГЛК;
  • удобство пользования единым ски-пассом на всех объектах курорта: у посетителя отсутствует необходимость носить ссобой наличные денежные средства;
  • повышение уровня экономической безопасности не только самого курорта, но и пользователей ски-пассов;
  • и самое главное достоинство депозитной системы – возможность реализации эффективной маркетинговой политики курорта посредством введения клубной системы, стимулирующих программ и акций, повышающих лояльность посетителей. В результате ГЛК получают действенный инструмент анализа и управления покупательским спросом и продажами.
Депозитную систему целесообразно реализовывать с автоматическими кассами самообслуживания. Установка такого родаоборудования позволяет значительно экономить на фонде оплаты труда (ФОТ) – еще один актуальный тренд, особенновостребованный с периода наступления кризиса!
outhall.jpg
Для примера приведем расчет экономического эффекта от установки автоматических касс самообслуживания: в среднем расходы на содержание одного кассира составляют 300 000 рублей в год: зарплата, включая налоги и прочие социальные выплаты, необходимое оборудование (ПК и все сопутствующее ПО) для оснащения его рабочего места. При стоимости кассы самообслуживания от 170000 рублей, средний срок ее окупаемости – 6 месяцев и более. Таким образом, финансовая целесообразность инвестиций в кассы самообслуживания очевидна даже при усредненных данных.

Автоматические кассы самообслуживания можно устанавливать в наиболее подходящих для продажи ски-пассов местах: как в труднодоступных (для установки касс оператора) зонах, так и в местах массового скопления посетителей (непосредственно у подъемников или кафе, рядом с ручными кассами с целью разгрузки очередей и т.д.
Кассы самообслуживания могут работать в следующих режимах:
  • просмотр баланса + пополнение счета;
  • продажа + просмотр баланса + пополнение баланса ски-пасса;
  • продажа + просмотр баланса + пополнение баланса ски-пасса + выдача сдачи.
Замена кассиров на автоматические кассы самообслуживания – еще один инструмент, направленный на сокращение злоупотреблений со стороны персонала курорта.

Выбор оборудования для оснащения пропускных пунктов ГЛК важно обосновывать не только первоначальными затратами на его приобретение, расходами на обслуживание и сервис, а прежде всего надежностью, его бесперебойной работой и удобством пользования для посетителей. Высокая интенсивность загрузки ГЛК и температурный режим от - 35° С до + 40° С не должны влиять на оптимальную работоспособность пропускных пунктов, так как даже самые непродолжительные простои оборудования приводят к значительным финансовым потерям курорта.

pp axess.jpgОборудование для организации пропускных пунктов, оптимально подходящее для этих целей, – турникеты одного из мировых лидеров по производству специализированных пропускных пунктов для горнолыжных курортов компании Axess AG (Австрия). Качество этих турникетов говорит само за себя, так как они успешно эксплуатируются на ГЛК по всему миру, в том числе на одном из самых масштабных и известных курортов – Dolomiti Superski в Италии (1550 точек контроля доступа):

Почему именно эти пропускные пункты?
Потому, что они имеют максимально удобное исполнение.
Во – первых, это турникет – двупод со встроенной функцией сервопривода и поддержкой «не травматического» режима обеспечивает удобный и безопасный проход и лыжников, и сноубордистов.
Во – вторых, широкий диапазон считывания «дальнобойной» антенны (80-110 см) позволяет получать информацию с бесконтактных карт RFID (ISO 15693) по технологии «hands-free» («без рук»). И в – третьих, регулировка пропускного пункта по высоте до 40 см позволяет легко компенсировать величину снежного покрова.

Тенденции развития рынка ППС в России
  • Перенимая опыт европейских центров, можно предположить, что не за горами то время, когда ГЛК России будут объединяться в сети курортных зон, в так называемые горнолыжные «площадки», с помощью единой системы подъемников и ски-пассов, позволяющие кататься на горных лыжах и сноуборде сразу на нескольких курортах. Основная цель объединения – продвижение курортов на глобальном рынке, повышение их конкурентоспособности и привлечение новых клиентов, а так же забота об удобстве катания посетителей. Вопрос организации такой ППС технически решаемый и требует лишь организационно-финансовой проработки.
  • Нечкино_Удмуртия.JPGДругой тенденцией развития ППС мы видим в расширении каналов продаж ски-пассов, это прежде всего, касается интернета. Online продажи – удобный для клиента способ покупки и оплаты ски-пасса. Приобретая его в интернете, человек, как правило, делает это предварительно, подобные продажи предполагают скидки. К тому же клиент экономит время. Получить ски-пассы можно, оформив доставку, или по приезду непосредственно на ГЛК.
  • Те клиенты, которые по каким-либо причинам не способны приобретать ски-пассы через интернет, смогут покупать их посредством удаленных точек продаж – терминалы известных платежных систем, установленных во всех местах массового скопления людей.
Выбирая ППС и оборудование для автоматизации ГЛК важно понимать, что даже самая уникальная из них не сможет удовлетворить все потребности заказчика по функциональности, надежности и стоимости, если не будет реализована профессиональной компанией – инсталлятором!

Компетентный штат сотрудников, большой опыт реализации подобных проектов, наличие производственной базы программного обеспечения и хорошая сервисная поддержка – вот основные аспекты, на которые так же необходимо обращать особое внимание при выборе соответствующей компании.