Александр Ефанов: Бизнес осваивает новые технологии, сидя на кухне

Самое тяжелое время для ИТ-рынка давно позади. Бизнес привык жить в новых экономических условиях и все чаще понимает, что без вложений в развитие ИТ - инфраструктуры успешно конкурировать почти невозможно. Рынок автоматизации уже вышел на уровень 2007г. и продолжает постепенно увеличиваться. Росту помогает постоянное снижение цен на технологическое оборудование и, как ни странно, внедрение новых беспроводных технологий в быту, говорит Александр Ефанов, челябинский региональный директор компании «ДатаКрат».

В ожидании федеральных сетей

Первоначальный шок от жесткой нехватки финансирования в момент пика кризиса в итоге пошел на пользу бизнесу. Научившись жить на заработанное и привыкнув внимательно считать деньги, челябинские предприниматели лучше стали понимать необходимость внедрения современных технологий.

- В разных сегментах бизнеса ситуация принципиально разная. К примеру, кризис не помешал хорошо заработать нефтеперерабатывающим компаниям. Цена на нефть во много раз упала, а цена на бензин уменьшилась всего на 2-3 рубля. Обратите внимание, что даже в конце 2008 — начале 2009 гг. в Челябинске продолжали открываться новые АЗС. Многие АЗС реконструировали. При заправках стали открываться магазины, кафе-фастфуды. Например, «Башнефть» стала на базе своих заправок открывать по франчайзингу кафе Subway. Другой пример: в Московской области появились заправки, которые полностью работают по принципу самообслуживания. Стоит АЗС, есть купюро- приемник, картоприемник. Человек подъезжает к такой станции, вставляет пластиковую карту или деньги, заправляется, уезжает.
В промышленном секторе, конечно, шла оптимизация. На обновление ИТ-инфраструктуры, например, замену компьютеров, в целом денег не выделяли. Но раз¬витие таких направлений, как контроль доступа, внутреннюю инвентаризацию, маркировку продукции, никто не закрывал. Потому что внедрение этих систем приводит к реальной экономии расходов. Например, краснодарский завод «Абрау-Дюрсо» полностью обновил оборудование.

Когда началось оживление на ресторанном рынке и рынке ритейла?
- Если брать такие большие сети, как Auchan, Metro — они стояли на месте примерно полгода зимой 2008-2009 гт. Это было напрямую связано с банками. Банки в тот период уменьшили в три-четыре раза овер¬драфты для всех, даже для крупных промыш¬ленных компаний. А мы же все привыкли жить за счет овердрафта. Если я знал, что у меня на расчетном счете нет денег, но был уверен, что завтра мне оплатят, я мог воспользоваться овердрафтом, чтобы закрыть этот кассовый разрыв. Такие кредиты нужны были для повседневной операционной деятельности. А когда они уменьшились в несколько раз, все начали перестраивать работу. А главное — занялись финансовым планированием. Бизнес тряхануло, и все начали считать свои деньги. И если раньше человек, особо не задумываясь, платил за все услуги: логистику, ИТ-услуги, посредников и т.д., то сейчас любая уважающая себя компания перед тем, как сделать заказ, проводит тендеры, рассматривает варианты, считает. Если до кризиса автоматизация среднего ресторана на 100 посадочных мест с двумя кухнями стоила 400 тыс. руб., то теперь оборудование даже классом выше стоит примерно на 100 тыс. дешевле.

Почему?


 - Если сравнить спецификации 2007 и 2009 гг. то будет видно, что упала стоимость оборудования. Кроме того, больше стали давать скидок.Рынок начал оживать уже с весны 2009 г. Первые проекты, первые 5-7 магазинов и ресторанов начали появляться в марте 2009 г. До этого, зимой 2008-2009 гг. была полная тишина. Кое-что доделывали из ранее начатых проектов и все. А в марте как-то сразу пачкой появились несколько магазинов. Там и по складской тематике заказы были, и по маркировке товара, и по контролю доступа. Многие бизнесмены от строительства, у которых были деньги, стали задумываться, а почему бы нам в уже построенных домах, которые плохо продаются из-за низкого спроса, не открывать магазины или кафе или что-то подобное? Так в этом сегменте появилось достаточно много людей, которые раньше в ритейле и в ресторанной тематике не работали. В тот момент был очень жесткий отбор подрядчиков, жесткие тендеры проводили. Каждый проект буквально выгрызался. Рентабельность у тех проектов была минимальная, при том, что существовали более чем значительные отсрочки по оплате. Это был период, когда приходилось за каждого клиента не просто бороться, а становиться.... мегаклиентоориентированным. Очень жду, когда же в Челябинск начнут активно заходить федералы. У нас почти нет конкуренции. Федеральных сетей в городе почти нет. Взять тот же Краснодарский край - там с десяток федеральных сетей работает. А у нас все еще впереди. В Челябинской области, с приходом новой команды в областное правительство, достаточно серьезные инвестиции пошли в регион. Раньше их почти не было. А раз пошли инвестиции, значит, в регионе появились деньги.

Рынок автоматизации и ИТ уже вышел на докризисный уровень?
—    Сейчас мы скорее находимся на уровне 2007 г. Но по разным направлениям бизнеса ситуация отличается от докризисной значительно. К примеру, в ресторанной тематике достаточно заметен вал, открывается и будет открываться целый ряд заведений.
Через четыре года чудеса станут обыденным делом.

Несмотря на масштабность многочисленных национальных проектов, работа с государственным заказом не приносит ИТ-компаниям больших денег, считает Александр Ефанов. Но в силу общественной значимости таких проектов компания, участвующая в их разработке, получает репутацию более передовой и надежной, укрепляя свои позиции на рынке.

Насколько существенную долю рынка составляет госзаказ? Насколько он важен для вас?
—    Смотря что считать госзаказом. Все по¬ставки для государственных учреждений проходит через тендеры. По ним работа ведется постоянно, но это очень длинные сделки. Например, предварительная работа по проекту социальной карты Башкортостана началась еще в 2005 г., а до реализации дело дошло только в 2008 г. Мы в нем выступаем в качестве поставщика и настройщика «железа». В отличие от челябинской социальной карты, которая выполняет функции социальной, пенсионной карты и проездного документа, башкирская карта применяется несколько шире. Она является идентификационным документом, например, при обслуживании в больницах, это полноценная банковская карта и т.д.
Еще один пример из Самарской области. Там во всех школах поставили контроль доступа для школьников (показывает небольшую пластиковую карточку, похожую на водительские права). Технология «прокси- мити». Можно в виде карты, можно как брелок. Ребенок пришел в школу, провел картой по терминалу — сразу видно, что он здесь. В некоторых школах родители через веб-интерфейс могут посмотреть, где находится их ребенок в данный момент: в школе или за ее пределами.

Такой проект, наверное, подходит только для элитных школ, он же требует значительных инвестиций?

— Да не так уж это дорого. Знаете, сколько стоит эта карта? Когда я только пришел в этот бизнес, она стоила порядка 100 рублей (три евро). А сейчас она стоит втрое дешевле. Раньше делал Израиль, а теперь Китай! (улыбается) При этом качество не ухудшилось.
Например, Почта России сейчас планирует внедрить в России технологию rf-id. Это когда посылка маркируется уже не штрих-кодом, а радиометкой. И по этой метке можно проследить судьбу посылки и ее местонахождение в любой момент времени. Конечно, учитывая, что мы находимся в России, этот проект будет делать не полгода и не год, а лет пять. Но, повторяю, технологии развиваются довольно быстро. Смотрите, первым автоматизированным магазином в Челябинске была «Теорема». Это было совсем недавно, всего 10 лет назад. А сейчас штрих-код — уже повседневная действительность. Сейчас удивляемся rfid, а года через четыре мы уже будем об этом разговаривать как о чем-то совершенно обычном.
Значительные деньги выделены на создание и модернизацию ИТ-инфраструктуры в больничном секторе по всей России. У «Дата- Крат» есть достаточно серьезные разработки для медицинского рынка, хотя, признаться, кризис нас изрядно затормозил. В Екатеринбурге сейчас «ДатаКрат» отрабатывает технологию электронной очереди в больницу. На приме к врачу можно записаться через инфо-киоск или веб-интерфейс. Без реальных очередей, без потерь времени.

Новые технологии приходят в бизнес из быта.
Челябинский бизнес ждет бум беспроводных технологий, уверен Александр Ефанов. Логика простая: во-первых, дешевеет оборудование, а во-вторых, традиционно недоверчиво относящиеся ко всему новому челябинские предприниматели постепенно привыкают пользоваться такими технологиями у себя дома, и все чаще готовы внедрять их в свой бизнес

Что будет с ИТ-рынком в ближайшие годы? Что станет наиболее существенной тенденцией?
—    Вот, например, ручной терминал для сбора данных (показывает). На рынке такие устройства достаточно давно. Они работают как по технологии Wi-Fi, так и по batch-принципу: собрал информацию, вставил в стакан-крэдл, информация пошла на сервер. Сейчас batch-принцип уходит в прошлое, потому что беспроводные технологии стали достаточно дешевыми. Подешевело многое технологическое оборудование. Технологии будут продолжать дешеветь семимильными шагами. Вспомните, несколько лет назад интернет-доступ в квартиру стоил тысячу рублей ежемесячно, а сейчас цена упала в несколько раз. Вспомните, насколько дорог был еще год назад мобильный интернет! Сегодня это уже по карману практически каждому.

Челябинский бизнес переходит на беспроводные технологии?
- Да, эта тенденция уже началась. Например, недавно Wi-Fi внедрили у себя для внутренних бизнес-нужд «Уральские зори».
Зачем дому отдыха беспроводные технологии обмена данными? У них же нет больших складских запасов или многотысячных товарных матриц, которые нужно маркировать и учитывать.
- Представьте, подходит к вам официант. Вы делаете заказ, он тут же набирает его на своем наладоннике. И в режиме реального времени по технологии Wi-Fi печатается фишка на кухне. Официанту не нужно идти к терминалу за 50 метров и забивать это все вручную. Он просто приходит на кухню через 15 минут и забирает готовое блюдо. Мы можем повесить на пояс официанту мобильный принтер, который по той же Wi-Fi-технологии работает, и он будет распечатывать счет. Официант отдает счет клиенту, а к терминалу ходит только затем, чтобы отдать деньги и взять фискальный чек.
Если взять ИТ-рынок в целом в интервале 2008-2010 гг., ситуация такова: объемы упали, поступления снизились, рентабельность стала тоже меньше. Но рынок живой, растущий. Есть интерес к новинкам, оборудование дешевле. И люди сами изменились: стали тщательнее считать деньги. Предлагаешь перейти на беспроводную технологию, клиент говорит — да, здорово, классно... но давай лучше вот так, по старинке сделаем. Особенно это касается небольших ЧП, ИП, ООО. Люди долго не понимают ценности новых технологий. А потом, когда у него дома появляется точка Wi-Fi-доступа, и он, сидя на кухне за кружкой чая, может с ноутбука переписываться с кем-то в интернете, и когда он понимает, что никто у него дома никакую информацию не сворует, к нему приходит понимание, что эту технологию можно и в бизнесе использовать.