Эффект масштаба

Осенью, скорее всего, будут приняты законы, которые ограничат продажи табачных изделий и пива. Это больно ударит по карману бизнесменов, занимающихся малоформатной розничной торговлей. Чтобы выжить, многим предпринимателям придется переориентироваться на эффективную торговлю в небольших стационарных магазинах формата «магазин у дома».

Осень для многих малых предпринимателей станет черным временем года. Госдума намерена ограничить продажу табака и пива. По словам заместителя генерального директора компании «ДатаКрат» по работе с корпоративными клиентами Юрия Кушпеля, в отношении сигарет речь идет о запрете продажи в помещениях меньше 50 кв. метров. «Также, скорее всего, парламентарии обяжут переместить стойки с сигаретами на расстоянии не ближе десяти метров от кассы. А это потребует от торговых точек выделения специализированного отдела для продажи табака», — уточняет Юрий Кушпель.

К ограничению продажи табака осенью может присоединиться и еще один закон – об ужесточении правил реализации пива. Во многих регионах данная норма уже действует. Она запрещает продавать пенный напиток в ночное время суток (в основном с 23.00 до 8.00). Кроме того, пиво также могут запретить продавать в уличных ларьках, а требования к продаже крепких сортов пива приравнять к действующим нормам по продаже алкоголя.

Идея о полном запрете продажи сигарет и пива в киосках в недрах Госдумы и в региональных парламентах зреет давно. Но в середине 2000-ых к ней относились со скепсисом. Побеждали группы депутатов, которые считали, что запреты приведут к образованию «черного рынка». Однако теперь ситуация изменилась. А, значит, предпринимателям нужно в срочном порядке готовиться принимать новые правила игры. О том, как повлияет закон на малый бизнес и о конкретных способах спасения, мы беседуем с Юрием Кушпелем.

— Юрий Александрович, как вы оцениваете данные изменения?
— У меня нет однозначного ответа. С точки зрения культуры потребления, доступности, морали, изменения положительны. Сегодня в принципе любой может купить пиво или сигареты на остановках и уличных павильонах. Авторы законопроектов говорят о стремлении ограничить продажу сигарет и пива несовершеннолетним, так как она процветает именно в киосках, ларьках и павильонах. По данным Минздравсоцразвития, курят около 50% россиян. Россия находится на четвертом месте в мире по табакокурению среди подростков.
Но на бизнесе малых предпринимателей данные нововведения скажутся исключительно негативно. Пиво и сигареты — это 30 — 40% выручки киосков. Соответственно после вступления поправок в силу, они окажутся на грани рентабельности. Не поздоровится и магазинам «у дома», чья площадь порой не превышает 50 метров. Основополагающие пункты законов довольно спорны. Например, непонятна привязка продажи сигарет к площади магазина. Почему именно 50 метро, а не 40 или 100? Также сомнительна предлагаемая норма о необходимости переноса табака на 10 метров от кассы.

— Кому выгоден законопроект об ограничении продажи пива и сигарет?
— Очевидно, что данные документы пролоббированы крупными сетями, на долю которых сегодня приходится, например, всего лишь около 10% от всех продаж сигарет при объеме рынка в 15 млрд долларов. Пока табачные изделия для крупных ритейлеров являются, скорее, генератором трафика, нежели выручки. Хотя даже после законодательного запрета, не думаю, что акцент сместится в их сторону. Скорее, теперь начнут зарабатывать магазины «у дома», обладающие необходимыми площадями.

— Исчезнут ли киоски на остановках? Произойдет ли передел рынка?
— Думаю, что нет. Хотя их количество может ощутимо уменьшиться. Малым предпринимателям можно переориентироваться на продажу другого товара. В принципе изменения в законодательстве прогнозировалось еще год назад. Правда, никто не ожидал, что за это время Госдума так далеко продвинется. Но все-таки, думаю, что бизнес успел к ним подготовится. Хотя некоторые предприниматели наверняка вынуждены будут переехать из павильонов в стационарные помещения.

Смена парадигмы
— Мы же понимаем, что бизнесменов, которые строили бизнес на павильонах эффективными менеджерами назвать крайне сложно. Не станем ли мы свидетелями череды банкротств?
— Безусловно, они не являются образцом эффективности. Обычно малые предприниматели владеют парой-тройкой павильонов, одним-двумя небольшими магазинами. И вся эта структура могла существовать во многом благодаря алкоголю и сигаретам. Теперь им придется срочно перестраиваться, если они не хотят потерять бизнес.

— Вы думаете, они к этому готовы?
— Про всех сказать сложно. Но в России и Екатеринбурге в частности сегодня реализуется один показательный и довольно успешный проект «Школа торговли». Его инициировала сеть Metro Cash&Carry. Она помогает своим клиентам, малым предпринимателям реконструировать магазин, наполнить его соответствующим спросу ассортиментом, автоматизировать процесс торговли (в среднем площадь 30-100 кв. метров).

На данный момент по проекту «Школа торговли» Metro переоснащено несколько десятков магазинов по всей России. В ближайшие три года сеть планирует увеличить эту цифру до 30 тысяч.

— И все за свой счет?
— Нет, за свой счет  реконструированы только первые 50 магазинов. Это был пилотный проект, который продемонстрировал эффективность изменений. Остальные точки переоснащаются за счет самих бизнесменов. Metro оказывает на безвозмездной основе только услуги консалтинга.

— Какова выгода Metro от данных вложений?
— Metro планирует увеличить товарооборот с данными малыми предприятиями и использовать электронный обмен документами (заказы, накладные). Они в принципе и так являются их клиентами, но объемы закупок не так велики. Сейчас аналогичные проекты завершены и успешно работают в ряде стран Восточной Европы. Параллельно с Россией проекты начаты в Казахстане и на Украине.


— Если говорить об эффективности переоснащения магазина, какова она?
— Главный показатель — оборот магазина повышается минимум на 30%

— За счет чего удается увеличить оборот?
— За счет более грамотной организации процесса торговли. В половине магазинов, принявших участие в проекте, до реконструкции товарами торговали продавцы, стоящие за прилавками, что крайне не эффективно.

Оборот увеличивается за счет трех факторов:
Первый – перевод магазина на самообслуживание. За счет этого увеличивается площадь выкладки товара, его доступность.
Второй — расположение в помещении специально разработанного компактного торгового оборудования.
Третий – грамотное планирование ассортимента. Очевидно, что для магазинов, находящегося в элитном и рабочем районе набор товаров должен быть разным.

— Какова ваша роль в данном проекте?
— Мы являемся партнером Metro в данном проекте в части автоматизации. Она включает в себя внедрение технологии штрихового кодирования, специально адаптированной под проект системы учета товаров S-Market, поставку спецоборудования и послепродажный сервис.
 
— На этом этапе вновь появляется вопрос об эффективности и выгоде внедрений…
— Здесь она не менее очевидна. Во-первых, внедрение системы штрихового кодирования увеличивает пропускную способность касс на 20 — 30%. Соответственно в часы пиковых нагрузок, магазин может обслужить больше клиентов.

Во-вторых, кардинально меняется подход к количественному учету товаров. Сегодня этот процесс выглядит так: у магазина есть специалист-товаровед, который все держит в голове. Если специалист хороший, то и ассортимент подобающий. А если человек некомпетентный, то точка дай бог работает в ноль. Зачастую управлять ассортиментом, снабжением и работой с поставщиками приходится самим предпринимателям, отнимая на рутинные однотипные операции массу времени.

После автоматизации руководитель магазина сам может отслеживать все продажи. Он видит, какие продукты пользуются популярностью, какие - нет. Соответственно, может перераспределить товары по полкам, более осмысленно совершать закупки. Таким образом, повышается управляемость и прибыльность точки.

В-третьих, магазин получает электронный документооборот. Стоимость одной электронной транзакции в десятки раз ниже бумажной. Арифметика проста. Для того, чтобы оформить в системе все накладные, оператор должен тратить примерно три-пять часов рабочего времени каждый день (то есть полдня). Используя электронные шаблоны, это время можно сократить практически до нуля. В Екатеринбурге зарплата специалиста обходится в год примерно 200 тыс. рублей. Экономия — 100 тыс. рублей.

— Счастливы, что Госдума наконец-то разрешила обмен электронными счетами-фактурами?
— Да. Необходимость такого изменения давно назревала. Практически все субъекты предпринимательства, даже малые понимали, что документы нужно оформлять в электронном виде.

— По опыту, каждая автоматизация должна предполагать обучение персонала. Вы этим занимаетесь?
— Да, мы делим всех пользователей на три группы: начинающие, средней грамотности и продвинутые. Проблема в том, что в маленьких магазинах превалирует первая группа. Многих приходится обучать с нуля. Есть те, кто компьютером и разу не пользовался.

— Сколько нужно времени на обучение персонала?
— Если брать пользователей начального уровня, то им необходимо около двух месяцев для того, чтобы перейти на следующий этап.

— Какова стоимость переоснащения магазина?
— Полная реконструкция обходится от 1,5 до 3 млн. рублей, включая строительно-монтажные работы, смену торгового оборудования, внедрения софта, услуги консалтинга и т.д.

— А если говорить об доли автоматизации? Какова ее цена?
— Наш типичный бюджет на автоматизацию магазина у дома составлял, до участия в проекте «Школа торговли» около 400 тыс. рублей. Однако со временем, за счет эффекта масштаба (гигантских закупок оборудования, типизации предложения) нам удалось снизить планку более чем в 2 раза. Кроме того, нам удалось сократить время запуска проекта с 10-15 всего до трех-четырех дней.

— А есть ли реакция от малых предпринимателей. Кто-нибудь заинтересовался участием в проекте за свой счет?
— Около 10-15% предпринимателей, кому Metro уже сделало предложение, заинтересовались участием в проекте. Остальные пока смотрят на результат. Но, следуя законам бизнеса, основные сливки снимают те, кто применил новый инструментарий первым.

Автор: Сергей Столбов