Особенности технической реализации платежно-пропускных систем

Особенности технической реализации платежно-пропускных систем

Статья главного инженера корпорации Датакрат О.Г. Шорикова. Прежде чем говорить об особенностях технической реализации платежно-пропускных систем (ППС), хотелось бы отметить, что этот устоявшийся термин в большинстве случаев не отражает назначения и сути этих систем. Действительно, внешне, с точки зрения человека, пользующегося услугами этой системы, основной алгоритм ее работы достаточно прост: "платишь – проходишь". Этот алгоритм, конечно, присутствует в таких системах, но не только ради его реализации они создаются.
Современная платежно-пропускная система – это, прежде всего, система управления качеством обслуживания и информационно-аналитическая система предприятия сферы обслуживания.

Концептуальная идея платежно-пропускных систем заключается в том, чтобы при использовании соответствующего программного обеспечения (ПО), технических средств и при обеспечении необходимых организационных условий, информация об обслуживании клиента возникала при приложении минимальных усилий со стороны обслуживающего персонала и поступала в то место, в том виде и в то время, где, как и когда она необходима, в том числе и для индивидуальной работы с клиентом.

Одна из особенностей платежно-пропускной системы заключается в том, что данная система может применяться на объектах с различной площадью занимаемой территории. Вряд ли владелец небольшой фитнес-студии, обслуживающей десятки человек, будет планировать покупку полноценных ERP- или CRM-систем, хотя примеры внедрения платежно-пропускных систем на таких предприятиях есть.

Идентификаторы
Главной и неотъемлемой частью платежно-пропускной системы является аппаратура автоматической идентификации. Она необходима для идентификации персонала и оборудования, с помощью которого производится обслуживание, и для идентификации клиентов предприятия. В качестве идентификаторов могут использоваться самые различные виды пластиковых карт или радиочастотных тегов.

Выбор того или иного типа носителя информации определяется экономическими, эстетическими и климатическими условиями применения.
Первым шагом для клиента при пользовании ППС является получение такого идентификатора. Так как это непроизводительный, с точки зрения клиента, процесс, то при создании платежно-пропускной системы необходимо максимально упростить процедуру оплаты и получения идентификатора. Это осуществляется с помощью автоматизированных мест кассира.

Виды идентификаторов
Карты со штрих-кодом и магнитные карты
К их достоинствам относятся доступность, относительная простота изготовления; к недостаткам – недолговечность, слабая защищенность, возможность подделки, поэтому эти карты не могут служить идентификаторами больших сумм денег. Оптимально использовать штрих-код для идентификации оборудования, например: для учета персонала, горнолыжного снаряжения, товара
Prox-карты
Их отличает большой срок эксплуатации, они более удобны и защищены от подделок, чем предыдущий вид карт, но 100%-ной безопасности не гарантируют
Smart-карты (контактные или бесконтактные)
Эти идентификаторы защищены больше, чем prox-карты. С их помощью возможно создание систем, работающих без связи с компьютерной частью системы в реальном времени (так называемые системы off-line)

Сегодня существует возможность использования одновременно нескольких носителей. Штрих-код, магнитные карты – для разовых услуг, (например, разовые беззалоговые биле ты на горнолыжный комплекс (ГЛК), для учета товара, оборудования, персонала. Prox-, Smart-карты – для постоянных клиентов. Таким образом снижается риск подделки при оптимальных затратах на носители.

Другой пример использования некоторых идентификаторов – клубная карта. Она может служить для первичной идентификации клиента при входе на предприятие, а RFID-тег в виде браслета – использоваться для идентификации этого же клиента в бане, сауне, на горнолыжном склоне.

Считыватели
Во всех компонентах платежно-пропускной системы (кассовых модулях, рабочих местах менеджеров, специалистов по обслуживанию и в различных регистрирующих и пропускных устройствах) должны применяться считыватели для карт выбранного типа.
При этом в связи с различием составляющих этих компонентов используются самые разнообразные способы подключения считывателей к основной аппаратуре.

Очень широко используется интерфейс "разрыв" клавиатуры. В этом случае идентификационный код вводится точно так же, как если бы он вводился с клавиатуры, что не требует написания специализированных программных модулей. Однако при использовании Smart- карт этот интерфейс не подходит, так как для него необходима двусторонняя связь.

Вторым распространенным способом подключения считывателей является применение считывателей с интерфейсом RS-232. При их использовании необходимы дополнительные программные модули. Ввод кода осуществляется по мере обращения к последовательному порту.

Подключение USB – с точки зрения программирования – эквивалентно способу подключения RS-232, однако USB – стандарт более современный, более удобный в подключении, чем через RS-232. Кроме того, он позволяет осуществлять двустороннюю связь.

Следует отметить, что в платежно-пропускных системах относительно редко используются считыватели с интерфейсом Wiegand, наиболее часто применяемые в пропускных системах. Это связано с тем, что последние достаточно сложно подсоединить к компьютерам.

Интерфейс BarCODE используется при подключении сканеров штрих-кода (например, в прокате), щелевых считывателей штрих-кода.

При выборе считывателей и способа их подключения к компьютеру следует помнить, что считыватели одного и того же типа карт могут при разных интерфейсах различным образом интерпретировать исходный код карты. Известны случаи, когда считыватель с возможностью выбора интерфейса при выборе интерфейса АВА выдавал АSСII – код десятичного представления числа, а при переключении на интерфейс RS-232 предлагал хотя и уникальную, но абсолютно другую последовательность символов. Похожая проблема существует при использовании радиочастотных Smart-карт. Существует много производителей как самих карт, так и считывающих устройств, но не все карты и считыватели подходят друг другу даже в пределах одного стандарта.

Важным параметром при использовании пары "Smart-карта – считыватель" является скорость записи информации на Smart-карту. Возможны случаи, когда при кратковременном перемещении карты мимо устройства записи необходимая информация не успевает записаться на карту, что в платежных системах недопустимо.

Контроллеры
В пропускной части системы традиционно используются различные управляющие контроллеры, которые работают в соответствии с заранее определенными для каждого пользователя временными и пространственными зонами.

Далеко не все контроллеры, применяемые в системах контроля доступа, могут использоваться в платежно-пропускных системах. Это объясняется тем, что не всегда программирование этих контроллеров доступно разработчикам.

Реализовать же бизнес-процессы системы обслуживания клиентов только через понятия временных зон и групп доступа, с которыми оперируют СКД, теоретически возможно, но затруднительно. Поэтому применительно к ППС создаются специальные программы для контроллеров: блокирующие устройства определяют право доступа по таблицам текущего состояния карты (идентификатора), в которых отражаются следующие показатели: оплаченное время услуг, количество оплаченных услуг или наличие де- нег на депозите клиента.

Иногда контроллер платежно-пропускной системы только генерирует запросы в компьютерную часть системы. Обработка запросов производится в соответствии с тарифами на сервере. В контроллер поступает результат обработки, имеющий смысл "разрешение" или "запрет" прохода. Здесь наблюдается некоторая аналогия с клиент-серверной технологией. При таком подходе требования к физическим характеристикам, таким как память или быстродействие, значительно снижаются, и на первый план выходит возможность работы с сетевыми протоколами, применяемыми в компьютерных сетях.

В платежно-пропускных системах кроме традиционных пропускных пунктов существуют и специфические элементы, например автоматизированная раздевалка. Реализовывать ее на традиционной технике СКД экономически нецелесообразно – слишком высока стоимость оборудования в пересчете на один шкаф. Эти задачи эффективно решаются путем применения техники, предназначенной для систем АСУ ТП или систем интеллектуальных зданий.

Автоматизированные пропускные пункты
Если главным критерием при выборе блокирующих устройств для СКД являются ликвидация возможности несанкционированного доступа (другими словами, сложность их физического преодоления) и их устойчивость к взлому, то в платежных системах на первый план выходят эстетические и экономические требования.

С технической точки зрения основным элементом платежно-пропускных систем являются автоматизированные пропускные пункты. Важный аспект, на который нужно обратить внимание при проектировании системы, – грамотное расположение преграждающих устройств, исключающих возможность получения травм и поломки оборудования. При установке систем в молодежных развлекательных заведениях, на стадионах и других местах массового скопления людей немаловажным критерием является вандалозащищенность всего оборудования, и в первую очередь блокирующих устройств.

При автоматизации комплексов, расположенных на открытых площадках, выбор обосновывается, прежде всего, климатическими параметрами. Существует не так много оборудования, способного круглогодично работать в нужном температурном диапазоне, поэтому при конструировании таких пунктов следует учитывать высокие требования к обеспечению надежности и климатическому исполнению. Пропускные пункты эксплуатируются с очень высокой интенсивностью при температурах окружающей среды от -30 до +10 °С. В этих условиях просто обеспечить работу электроники, но достаточно сложно обеспечить работу механических узлов.

В силу того что каждая минута простоя оборудования из-за поломок может привести к конфликтам с клиентами, необходимо при проектировании предусматривать способы обслуживания клиентов при технических неисправностях в линиях связи и на оборудовании.

Автоматизированное место кассира
Выбор аппаратуры платежной части системы, прежде всего кассового оборудования, определяется Государственным реестром средств, разрешен ных к использованию в той или иной сфере деятельности.

Конструкция кассового места и алгорит мы его функционирования должны соответствовать нормативным документам и финансовому законодательству, действующему на данный момент времени. Поскольку наше законодательство меняется довольно часто, то разработчики должны быть всегда готовы к адаптации ПО к новым законам.

Автоматизированное рабочее место кассира строится на базе персонального компьютера, к которому подключаются фискальный регистратор с кассовым ящиком, дисплей покупателя и считыватели идентификаторов, применяемых в системе. Основными задачами автоматизации места кассира являются максимальная скорость обслуживания клиентов и исключение ошибок при расчетах с ними. Это достигается за счет того, что кассир использует заранее составленные тарифные справочники. При разработке рабочего места кассира тщательно разрабатываются типовые варианты обслуживания (выдача идентификаторов на группу, на семью, комбинации детских и взрослых билетов и т.п.). Кассовые места имеют непосредственную информационную связь с пропускными системами и пунктами проката инвентаря, что обеспечивает немедленный ввод идентификатора в действие.

В платежно-пропускных системах практически не применяются POS-терминалы, несмотря на то что это наиболее совершенная форма места кассира. Это связано с тем, что POS-терминалы разрешается применять только совместно с сертифицированным ПО. В настоящее время отсутствуют сертифицированные кассовые программы, вписывающиеся в разнообразные бизнес-процессы сферы обслуживания.

В настоящий момент типовой для кассового места является следующая конфигурация оборудования:
  • персональный компьютер,
  • дисплей покупателя,
  • кассовый ящик,
  • фискальный регистратор,
  • считыватели идентификаторов.
Современной тенденцией в построении кассовых мест является применение сенсорных дисплеев (Touch-Screen) совместно с ПО, поддерживающим эффективную работу с этим дисплеем.

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном спектре аппаратуры, находящей применение в ППС, – мобильных терминалах и аппаратуре беспроводной технологии. В последнее время все чаще применяется беспроводная связь, которая, несмотря на дополнительные затраты на аппаратуру, может быть дешевле за счет стоимости проводов и монтажных работ. Мобильные терминалы в сочетании с беспроводной связью позволяют создавать ППС в самых сложных пространственных конфигурациях. На больших территориях, обслуживаемых системой, например ГЛК или пляжи, применение такой аппаратуры бывает единственным экономически оправданным способом построения систем.