Программное обеспечение для склада: игры профессионалов

В журнале «Точка продаж» (№2, 2007) опубликована статья «Программное обеспечение для склада: игры профессионалов». На вопросы ответил  Алексей Шуваев, заместитель директора отделения автоматической идентификации «ДатаКрат».
В журнале «Точка продаж» (№2, 2007) опубликована статья «Программное обеспечение для склада: игры профессионалов». На вопросы ответил  Алексей Шуваев, заместитель директора отделения автоматической идентификации «ДатаКрат».

1. Какие события сильнее всего повлияли на развитие складской автоматизации в 2006г.?

Появление на российском рынке всех ведущих игроков мирового рейтинга WMS систем - высшего эшелона систем складской автоматизации. Пусть большинство из них появились на рынке чисто номинально, но сам факт их появления говорит о том, что правообладатели этих продуктов обратили внимание на развитие рынка российской логистики.

2. Какие на ваш взгляд тенденции в развитии ПО для склада можно считать основными в 2006г.?

В связи с приходом западных вендоров и развитием российских, основной тенденцией в развитии ПО можно считать не столько развитие функционала, сколько уделение пристального внимания методологии внедрения ПО. С течением времени продукты, обладающие четко прописанной методологией внедрения, позволяющие сократить и точно оценить срок этого внедрения, выйдут на лидирующие позиции, вытеснив с рынка продукты, не обладающие четко прописанной методологией внедрения.

3. Как изменилась структура рынка (новые игроки, новые решения, изменения рыночных долей)?

Среди новых игроков рынка можно назвать такие лидирующие в мире системы, как Manhattan WMS, RedPrairie WMS, HighJump WMS, SwissLog, из российских производителей можно назвать систему Lead WMS, постепенно появляющуюся на рынке средних решений 1С Логистика.

4. Как бы вы охарактеризовали существующий сегодня рынок ПО для склада, можно ли условно выделить рыночные доли, принадлежащие той или иной компании? Какие компании на ваш взгляд можно считать основными игроками на рынке ПО для склада? Каков процент продаж приходится на розничные предприятия (автоматизация РЦ)? Какой рост этого сегмента рынка Вы прогнозируете в ближайшем будущем?

На сегодняшний день с уверенностью можно оценить лишь рынок систем так называемого высшего эшелона – то есть полнофункциональных систем WMS реального времени. Среди них на российском рынке с уверенностью, по результатам 2006 года среди западных продуктов можно назвать систему Exceed WMS (ныне Infor WM). Среди российских продуктов Солво WMS. Доли рынка остальных игроков (по официально озвученным успешным проектам) на сегодняшний день исчезающее малы. Многие западные вендоры, такие, как например Manhattan или SwissLog, выводят на российский рынок облегченные версии своих продуктов, предназначенные скорее для складов малого и среднего класса, тогда как рынок уже на сегодняшний день созрел для «тяжелых» решений.

Разумеется, в связи с развитием логистики – этой кровеносной системы любой экономики, в 2007 году ожидается лавинообразный рост рынка WMS решений вообще и автоматизации РЦ в частности. На этот сегмент рынка приходится до 60% продаж WMS решений в целом по стране.

5. WMS-системы в России: на ваш взгляд, сохраняется ли их рост, какие преобладают (начального уровня, среднего или тяжелые/«комплексные»)? Можно ли ожидать выход зарубежных игроков из списка лидирующих WMS-cистем?

Как уже указывалось выше, с развитием логистики неизбежно растет и рынок WMS решений и этот рост сохранится еще достаточно продолжительное время. Трудно сравнивать преобладание на рынке того или иного уровня WMS решений. Если сравнивать в количественном отношении, то конечно, легкие преобладают, и будут преобладать еще более. Если говорить о финансовой доле рынка, то здесь акцент смещается скорее в сторону тяжелых решений.

Что касается выхода зарубежных решений из списка лидирующих систем, то это представляется крайне сомнительным, поскольку время существования, наработанный и отточенный функционал, четко формализованная процедура внедрения лидирующих западных продуктов оставляет далеко позади нынешнее состояние российских решений. И, полагаю, такая тенденция сохранится еще долгое время.

6. Растет ли использование ERP-систем для автоматизации склада среди ритейла?

Сама исходная архитектура построения ERP систем, как систем учетных, фиксирующих происходящие на предприятиях процессы сковывает развитие так называемых WMS-модулей этих систем. Если настоящие WMS-системы изначально создавались с прицелом на именно управление складом в реальном режиме времени, то ERP модули изначально подходили к задаче автоматизации склада несколько с иной стороны. Кроме того, разработчики ERP систем рассматривают так называемые WMS модули своих решений, скорее, как конкурентное преимущество перед альтернативными продуктами, не более того. Исходя из этого, и соответствующие инвестиции в развитие складского функционала у ERP систем гораздо более скромные, нежели у разработчиков WMS решений. Это и обуславливает крайне скромный рост ERP решений для автоматизации склада. Наиболее эффективным выбором здесь является интеграция успешного ERP решения с WMS решением от лидеров отрасли.

7. В какой мере, на Ваш взгляд, внедрение WMS-систем и ERP-систем способно увеличить эффективность работы склада?


Начнем с того, что без сколько-нибудь вменяемой ERP системы автоматизация работы склада вообще представляется сомнительной, как успешная затея. Без ведения финансовых задач, без централизованного справочника и т.д., автоматизация склада, как вещи в себе принесет очень малые преференции. Однако, если ERP на предприятии успешно решает описанные задачи, то ее интеграция с WMS системой способна принести большие дивиденды. Трудно оценить их в каких-то процентных показателях, ввиду индивидуальности каждого склада, но можно с уверенностью утверждать, что связка ERP – WMS крайне эффективна для деятельности любого среднего и крупного предприятия.

8. По срокам внедрения и обслуживания, какие системы ПО для складов можно признать наиболее выгодными для ритейла?

По срокам внедрения наиболее выгодными являются те продукты, методология внедрения которых построена на мировых стандартах, примером такой методологии может служить Global Execution Methodology, GEM - последовательный процесс выполнения внедрения системы и многократной последовательной подстройки ее для каждого клиента. GEM – это гораздо больше чем план проекта. Методы управления проектом, такие как управление рисками, управление проблемами, управление допущениями и изменениями, предоставляют мощную основу для успешного проекта внедрения. Если ПО для склада обладает подобной методологией внедрения – то она позволяет, как минимум, точно оценить срок внедрения проекта, а значит и срок начала возврата инвестиций.

Так же необходимо отметить, что каким бы идеальным ни было какое-то из решений, все-таки, практически на 50-60% успех и сроки внедрения зависят как от команды интегратора предоставляемого решения, так и от внедренцев со стороны Заказчика. Если любое из этих звений окажется слабым – риск неудачного внедрения ЗНАЧИТЕЛЬНО повышается. В первую очередь среди интеграторов нужно выбирать команды, имеющие за плечами опыт неоднократных УСПЕШНЫХ, официально объявленных внедрений сопоставимого уровня и не скупиться на содержание вменяемой команды у себя на предприятии. Тогда, при условии выбора продукта с качествами описанными выше успех гарантирован.

9. Как, на Ваш взгляд, розница может оптимизировать затраты на ПО для склада?

Выбрав лидирующее на рынке решение, способное в кратчайшие сроки возвратить сделанные инвестиции. Тратить деньги на какие-либо промежуточные решения не представляется эффективным. Это просто выброс средств.

10. Какие схемы автоматизации склада и РЦ, внедренные и примененные в конкретных сетях дали, на Ваш взгляд, наиболее впечатляющие результаты? В чем эти результаты выражаются?

Наиболее ярким примером является внедрение Exceed WMS на распределительном центре сети магазинов Пятерочка.
Результаты этого внедрения были следующими (по данным сети магазинов Пятерочка):
  • Сокращение численности складского персонала – 25%;
  • Повышение эффективности использования складской техники – 25%;
  • Повышение коэффициента использования складских площадей – 20%;
  • Повышение точности сборки заказов – в 10 раз (до внедрения 5% ошибок, после внедрения – 0,5%);
  • Доступность достоверной информации о состоянии склада в реальном времени всем заинтересованным службам;
  • Дополнительная обработка заказов (кросс-докинг и т. д.);
  • Самостоятельное распространение решения на другие РЦ компании.
11. Самописные системы – как развивается этот сегмент? Каков процент систем построенных «с нуля» по сравнению с созданными на уже разработанной платформе? Какие платформы наиболее популярны в таком качестве?

Многие компании поначалу, оценив уровень необходимых инвестиций в приобретение лидирующих эффективных решений для автоматизации склада, принимают, я считаю, ошибочное решение о самостоятельной разработке решения класса WMS в масштабе своей компании. Почему я считаю такое решение ошибочным? Да, на рынке существуют ряд западных компаний, обладающих своими собственными WMS-решениями. Но давайте вспомним срок существования и развития таковых решений?7 Он сравним со сроками существования на рынке лидеров отрасли. Компании же, приступающие к решению такой проблемы сейчас, пытаются, по сути, изобрести даже не велосипед, а мотоцикл BMW? Кои широко представлены на рынке. Я сам неоднократно был свидетелем того, когда компании, принявшие решение о самостоятельной разработке WMS продукта, через год-два приходили к пониманию того, что разработка ПО – это отдельный бизнес, совершенно для них непрофильный, в котором они отстали от рынка существующих решений на десятилетия! Такие компании возвращаются к интеграторам и уже тогда гораздо более спокойно относятся к стоимости предлагаемых решений, на своем опыте осознав, как это может быть дорого.

Процент построенных «с нуля» систем не превышает 3-5, и повторюсь, такие системы по возрасту сравнимы с ведущими игроками рынка. Лидирующие в мире WMS решения я уже называл выше.