Логичная логистика

Отладив все бизнес-процессы с помощью современных ERP-систем, ритейлеры обнаружили новую «зону уязвимости» - складская логистика отстает от требований времени лет на десять. О том, как решить эти проблемы, читайте в статье «Логичная логистика», которая была опубликована на страницах журнала «City-гид» (г. Челябинск, март 2006).
Человек, который впервые попал на складской терминал, оборудованный автоматизированными системами управления «Waterhouse Management System» (WMS), поначалу чувствует себя героем популярных когда-то кибер-фантастических романов. Полное торжество логики и рационализма, порядок и дисциплина на каждом квадратном метре.

Партии товара, сколь бы разнородным он не был, рассортированы так, чтобы на отгрузку не тратилось ни одной лишней минуты; все ранжировано, помечено штрих-кодами и занесено в память центрального компьютера. В проходах деловито снует немногочисленная техника; любое ее передвижение по территории склада подчиняется строго выверенному бизнес-сценарию. Вновь прибывший груз сразу отправляется на заранее отведенное ему место, где его уже поджидает вышколенный персонал. Ошибочные действия исключены в принципе: сотрудникам даже необязательно знать, что и где расположено, или вникать в устройство системы – достаточно просто выполнять команды, которые поступают на карманный компьютер. Не жизнь, а сказка. Возможно, в ближайшем будущем она станет нормой повседневности – по самым реалистичным прогнозам, за ближайшие два-три года рынок специализированных программ WMS вырастет в несколько раз.

Такое лавинообразное повышение спроса объясняется несколькими причинами. Во-первых, все больше российских компаний стремятся к идеалу «работа с колес»; сегодня уже мало кто согласен держать товар на складе неделями и месяцами, замораживая свои оборотные средства. Прежде всего, это относится к торговым сетям: рост конкуренции заставляет их выстаивать более простые, гибкие и управляемые цепочки поставок. Крупные ритейлеры все чаще создают собственные распределительные центры, работа которых основана на самых современных программных комплексах. Вторая причина внушает еще больше оптимизма: бизнес в стране растет настолько быстрыми темпами, что складское хозяйство за ними просто не успевает. Дефицит складских площадей в любом городе-миллионнике измеряется сотнями тысяч квадратных метров. Это побуждает либо строить новые терминалы, оснащенные по последнему слову техники, либо повышать производительность старых. В конце концов, это выгодно и самим владельцам складов: современные системы автоматизации становятся оптимальным способом снижения издержек. Например, эффективность использования площадей после внедрения WMS возрастает в среднем на треть, а оборачиваемость на складе – минимум на 20%. Кроме того, владелец терминала может на четверть уменьшить количество техники, сократить часть персонала – и при этом раз и навсегда забыть о накладках в отгрузке, ошибках в учете и прочих «прелестях» неавтоматизированной логистики.

Конечно, пока собственники складов еще только начинают привыкать к новой статье капитальных затрат: если на Западе расходы на программное обеспечение составляют больше половины от стоимости всей автоматики, то в России, в лучшем случае – 20-30%. Однако специалисты, следящие за тенденциями рынка, готовятся к тому, что рано или поздно эти показатели сравняются; по крайней мере, с автоматизацией торговли все так и получилось.

Константин Николаев, менеджер челябинского филиала корпорации Датакрат:
Складские терминалы нового поколения – для Челябинской области дело будущего; склады категории B и А, а тем более А+, пока существуют только в виде проектных решений. Однако интерес к системам автоматизации проявляет все больше заказчиков, среди которых как крупные торговые сети, так и промышленные предприятия. Это неудивительно – современные управленческие решения, такие как EXceed™ WMS , разработаны на основе 1 600 успешных внедрений в 35 странах мира. Если бизнес-процессы в компании стабильны, то капитальные затраты окупаются достаточно быстро. Скажем, в петербургской сети «Пятерочка» этот период составил всего два года, а екатеринбургский концерн «Калина», где специалисты ДатаКрат внедрили систему управления складом EXceed™ WMS , остались довольны результатами внедрения и задумались над развитием проекта внедрения.

Несмотря на то, что рынок складских систем только начинает формироваться, можно выделить несколько сегментов, на которые он разделяется. В минимальной ценовой категории стоят так называемые «коробочные» продукты, не требующие никакого решения; они вполне эффективны на складах метражом не более 500 кв.м, где человек в состоянии без труда запомнить расположение всех товаров. Второй уровень – программы-локаторы, «знающие» где что лежит, осуществляющие учет и обработку основных операций. Скорее всего, именно в этом сегменте развернется самая жесткая конкуренция, так как претендентов на него множество. Наконец, есть программы высшего уровня (WMS), включающие в себя аналитические модули, которые позволяют учитывать множество факторов и предоставлять менеджеру готовые решения по оптимизации процессов. Пока они только начинают осваивать наш рынок; однако, на Урал приходит все больше компаний убежденных в необходимости использования таких систем. И в ближайшем будущем именно они и зададут новые стандарты качества складских услуг.